Главная » Полезная информация » Скоро в школу » Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

 10.08.2021

Мы часто слышим жалобы от учителей и, родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не пони­мают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их пове­дение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, кон­тролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нра­вится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемая с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое пове­дение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.

Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие шко­лу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмо­ций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка-дошкольника.

Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, гово­рит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу — он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать?». Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.

Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.книга

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его созна­тельное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной дея­тельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»?  Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей «нормативной» школе?

Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно перехо­дить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать ребёнка.

 

Хочет ли ваш ребёнок (2)Как же его заинтересовать?

  • Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Задание не должно быть не слишком трудным и не слишком легким. Оно должно быть посильным.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим со­бой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.