Скоро в школу

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника

 

  •  НАЧИНАЙТЕ «ЗАБЫВАТЬ» О ТОМ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ.

10 заповедей

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить помыть тебе посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т.д.)»

  • ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы,
сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).

  • НЕ РУГАЙТЕ, А ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ОСКАРБЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ПРИСУТСТВИИ ПОСТОРОННИХ.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

  • НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ.

10 заповедей 2Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

  • ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЕНКА К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.

  • ПОСТОЯННО ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему понравилось больше всего. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно.

  • ОТВЕЧАЙТЕ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС РЕБЕНКА.

Только в этом случае познавательный интерес никогда не иссякнет.

  • ПОСТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА СМОТРЕТЬ НА МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

10 заповедей 1Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

  • ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ, ВОСХИЩАЙТЕСЬ ВАШИМ МАЛЫШОМ.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

  • НЕ СТРОЙТЕ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА ЗАПРЕТАХ.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.

Хорошо ли развита тонкая моторика пальцев рук

Тонкая моторика — это разновидность движений, в кото­рых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются бе­зусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специ­ального развития.

тонкая моторика (2)

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.

Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходи­мы разнообразные физические упражнения, занятия физкульту­рой.

Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и рас­краска (покупайте детям книжки-раскраски), составление ап­пликаций, работа с ножницами (желательно небольшого разме­ра), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

А когда наступит лето, используйте для трениров ки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых уча­ствуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому трени­ровка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
(игры и упражнения)

тонкая моторика (1)
Выпрямить кисть, плотно   сомкнуть   пальцы   и   мед­ленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каж­дой рукой.

  • Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочеред­но сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизи­нец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  • Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный
    палец к мизинцу, средний — к указательному.
  • Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направ­лениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
  • Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как
    можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше.
    Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы писали, наши пальчики ус­тали».
  • Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по
    одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
    Повторять это упражнение в обратном порядке.
  • Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает
    пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  • Ребенок зажимает карандаш  средним  и  указательным
    пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
  • Положите на стол 10 — 15 карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все ка­рандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой ру­кой и надо стараться брать карандаши по тонкая моторика (3)одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горо­шинки и другие мелкие детали.
  • Ребенок зажимает карандаш между средним и указатель­ным пальцами. Далее выполняет движения так, что сна­чала сверху оказывается средний палец, а потом — указа­тельный.
  • Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких,
    ореха и попросите его покатать их между ладонями (паль­цы прямые) в одну и другую сторону. А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать паль­цами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
  • Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, на­чиная с мизинца, и в другую сторону — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

 

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ

Ребёнку, поступающему в школу, следует знать и уметь.

 

  • Свое имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст (дату рождения).
  • Свой домашний адрес.
  • Свой город и его достопримечательности.
  • Страну, в которой живёт.
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года.
  • Домашних животных и их детёнышей.
  • Диких животных.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  • Знать детских поэтов и писателей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6 -10 предметов, картинок, слов.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 — 35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

     Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?

 

Мы часто слышим жалобы от учителей и, родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не пони­мают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их пове­дение носит импульсивный (мало обдуманный) характер.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, кон­тролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нра­вится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В процессе консультирования дошкольников мы часто сталкиваемая с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое пове­дение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.

Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье есть дети, посещающие шко­лу, и процесс их учения сопряжен с большим количеством отрицательных эмо­ций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка-дошкольника.

Или бывает так, что страх передается от родителей. Мама, например, гово­рит: «Боюсь, что будет, когда Алеша пойдет в школу — он такой ранимый, а учителя такие строгие и дети будут его обижать?». Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей их знакомых.

Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.книга

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его созна­тельное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной дея­тельности, т.е. сформированность школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»?  Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей «нормативной» школе?

Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно перехо­дить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать ребёнка.

 

Хочет ли ваш ребёнок (2)Как же его заинтересовать?

  • Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Задание не должно быть не слишком трудным и не слишком легким. Оно должно быть посильным.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только — с самим со­бой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.