Памятка для родителей «Как научить ребёнка плавать дома?»

04.07.2021

Вашему ребенку исполнилось 1-2 го­да, с ним раньше не занимались пла­ванием. Встает вопрос: как и где на­учить его плавать? А сделать это мож­но в домашних условиях.

Конечно, когда речь идет в годова­лом ребенке, задача состоит не столько в том, чтобы открыть ему секреты брас­са или кроля, сколько в том, чтобы закалить его, научить держаться на воде, дать ему радость, которую дарит пла­вание.

Вначале — робость и неуверенность, глубокий вдох, затем улыбка, осторож­ные приседания и, наконец, счастливый смех, фейерверк брызг, радости движе­ний. Более старшие дети играют с иг­рушками и ныряют за ними на дно.

Но прежде чем овладеть всем этим, ребенок должен научиться погружать ли­цо в воду. С детьми, обучавшимися пла­ванию до года, нет никаких проблем — они ведут себя смело и решительно. Не занимавшиеся ранее обычно боятся по­гружения, их реакция проявляется гри­масой недовольства, они стараются силь­но зажмуриться, вытирают глаза, если вода попадает им на лицо, зажимают нос, отплевываются. В страхе ребенок плачет, делает сумбурные движения, за­хлебывается.

Начинать обучение нужно с упражне­ний для освоения водной среды.

Пусть ребенок проделывает эти упраж­нения вначале на суше, сидя перед та­зиком с водой. Тазик с водой поставьте так, чтобы он оказался на уровне плеч ребенка. Набе­рите в ладони воду, скомандуйте: «При­готовиться! Не дышать!» — и вылейте воду ребенку на лоб, лицо. Чтобы ре­бенок не устал, в середине занятий устройте перерыв — дайте ему поиграть с корабликом. Теперь, когда ребенок не проявляет особых признаков неприязни к воде, можно перейти к следующему упражнению.

Ребенок наклоняется над тазиком с водой и задерживает дыхание, опускает в него лицо, глаза закрыты. Когда ребенок проделает это упраж­нение несколько раз, предложите ему открыть глаза. Это же упражнение мож­но выполнять под счет, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону.

По мере освоения этих упражнений дли­тельность пребывания лица под водой увеличивается.

Заниматься можно не каждый день, а 3-4 раза в неделю. На занятиях не спешите, каждое упражнение разучивай­те тщательно.

Когда ребенок хорошо освоит эти уп­ражнения, можно переходить в ванну. В тазике температура воды была 28-29 градусов, для плавающих впервые в ванне она должна быть потеплее — 32-33 градуса.

Затем, постепенно снижая, через не­сколько месяцев доводите ее до 28 гра­дусов.

Запомните твердо: когда ребенок в ванне, отходить от него нельзя ни на секунду!

В ванне повторяется все то, что проделывалось в тазике. Не будем спешить окунать ребенка с головой. Сначала по­лейте воду на лицо ребенка, потом ма­лыш должен по команде опустить лицо в воду — обязательно с открытыми гла­зами. Не забывайте, что ребенок может быстро устать, поэтому пусть он отдох­нет,  поиграет.

Но вот ваш ребенок уже не боится воды, свободно опускает в нее голову, свободно открывает в ней глаза — зна­чит можно переходить к изучению сле­дующего упражнения.

Предложите ребенку сначала сделать глубокий вдох, потом лечь животом на воду и свободно опустить руки и ноги ко дну. Тело некоторое время лежит на поверхности воды, затем ноги переве­шивают, опускаются глубже, и ребенок становится на дно. Когда ребенок будет хорошо справляться с этим упражнени­ем, пусть он попробует достать дно ру­ками. Получается? Очень хорошо! Теперь надо перейти к следующему упражне­нию.

Опустите на дно ванны обычную ме­таллическую ложку. Она блестит в во­де, ее удобно взять в руки. За этой «подводной лодкой» необходимо ныр­нуть. Итак, приготовились! Ребенок делает вдох над водой. По команде «Ныряем!» — опускается с го­ловой под воду, глаза открыты, берет ложку или какой-нибудь другой пред­мет и, выпрямившись, поднимает голову над водой. Следите, чтобы при вдохе подбородок касался воды. Это тоже важное правило для пловца, которое должно войти в привычку, если подни­мать голову слишком высоко над во­дой, более глубоким будет и последую­щее погружение. Выполнять эти упражнения в течение одного занятия можно 2-4 раза с пе­рерывами для игр в воде.

С вашей поддержкой ребенок ложит­ся животом на воду в положение «стре­лы» с приподнятой головой. По коман­де он делает глубокий вдох и опускает голову, зажатую руками с обеих сто­рон, в воду. Вы видите, что ребенок свободно лежит на воде, ныряет, выныри­вает и тут же снова ныряет. Эти упраж­нения можно выполнять сериями, но отрабатывайте их тщательно, не спеша. Если и эти упражнения выполняются хорошо, начните осваивать следующее, очень важное упражнение — выдохи в воду.

И снова вам помогут игра и собствен­ный пример. Опустите парусный кораб­лик на воду, покажите, как надо, на­брав воздух, дуть на паруса (подбородок над водой), чтобы кораблик до­плыл до одного берега. Если ребенку ясна задача, у него появится интерес и азарт, он будет выдыхать воздух ста­рательно, полностью,   что и требуется. Таким образом, малыш 1-2 лет мо­жет прогнать кораблик от бортика к бортику 6-8 раз, а 3-4-летний — 8- 10 раз.

А теперь предложите ребенку: «Ну-ка, давай посоревнуемся, кто пустит в воде больше «пузырей!» Опустите лицо с открытыми глазами в тазик, стоящий рядом с ванной, сде­лайте выдох. Следите, чтобы ребенок выдыхал на счет «раз, два, три», а подняв голову, вдыхал на счет «раз». В зависимости от успеха можно заниматься таким образом полторы-две недели (с плававшими детьми несколько меньше, с неплававшими — больше). Когда ребенок освоит эти упражнения, можно идти дальше.

Следующее упражнение хорошо знако­мо ребенку, остается только соединить отдельные элементы техники ныряния с выдохом в воду. На счет «раз, два, три» ребенок ны­ряет, берет ложку, делает выдох в воду и, выпрямившись, поднимает голову над водой. Проследите, чтобы выдох был полно­ценным, ведь если в легких остается воз­дух, то и вдохнуть хорошо не удастся. Теперь попробуйте заменить ложку «подводной лодкой», чтобы ребенок не просто брал предмет со дна, а старал­ся продвинуть его своим выдохом. Таких серий в течение занятий ребенок 1-2 лет может проделать 4-6 раз подряд, 3-4-летний — 6-8 раз. Когда и это хорошо освоено, начните тренировки на спине.

На поверхности воды плывет парус­ный кораблик. Ребенок ложится на спи­ну, опускает голову в воду и, выполняя выдох, старается подвинуть и даже пе­ревернуть кораблик. Потом, приподняв­шись, сидя или полусидя в ванне, дела­ет вдох над водой, а выдох выполняет уже под водой, подгоняя кораблик к берегу. При выполнении упражнения поддерживайте ребенка. Но не следует спешить, помните, что предстоит еще несколько месяцев систематических, не­торопливых занятий по системе, о которой мы рассказали, чтобы закрепить полученные умения и навыки.

Вот теперь, освоив навыки ритмичного дыхания, научившись нырять, вы­ныривать, одним словом, подружившись с водой, ребенок подготовлен к тому, чтобы перейти к следующему этапу — обучению плаванию в бассейне или от­крытом водоеме.